Кризисно-адаптационный центр "Мир Ребенка" +7(423)2077075, также можно обратиться лично за помощью: г. Владивосток, ул. Жигура, 50А
Всероссийский детский телефон доверия +7(800)8000122
Педагог-психолог в детском саду
«Зачем нужен психолог в детском саду?» – недоумевают многие родители, ошибочно полагая, что подобного рода специалист необходим лишь там, где речь идет о наличии психических расстройств.
Рассказываю, чем занимается педагог-психолог. Хочется сразу разъяснить ситуацию: психолог и психиатр, (с которым часто нас сравнивают) имеют существенные различия в роде деятельности.
Психиатр — врач, занимающийся отклонениями (нарушениями) в психической сфере человека. Он может поставить диагноз, назначить, при необходимости, медикаментозное лечение и т. д.
Психолог (детский) — педагог, занимающийся с детьми, не имеющими отклонений в психической сфере. Он не ставит диагноз, а может сделать условно-вариативный прогноз на будущее. При необходимости может предложить пройти консультацию у других специалистов: психиатра, невролога, логопеда.
Психологи в детском саду помогают детям быстрее адаптироваться к детскому саду, к новому коллективу сверстников и воспитателям, консультируют родителей относительно поведения, развития и воспитания детей.
Главное не «упустить» малыша, трудности которого находятся «на грани нормы», чтобы всем вместе родителям и специалистам помочь ребенку справиться с ними еще до школы.
Основная задача работы педагога-психолога — сделать жизнь ребенка в детском саду удобной, комфортной, прежде всего с точки зрения детской психики, индивидуальных особенностей ее развития. Педагог-психолог помогает обеспечить психологические условия для охраны здоровья и развития личности детей.
Педагог-психолог ведет работу в дошкольном учреждении по следующим направлениям:
Первое – это консультации
Консультации «по запросу» — любые проблемы, которые волнуют близких ребенка. Будь то мама или папа, бабушка или дедушка, они могут и должны обращаться к психологу, когда им кажется, что с ребенком что-то не так. Педагог-психолог поможет родителям ребенка найти и объяснить скрытые причины некоторых детских неудач, поступков и особенностей поведения. А также подскажет родителям, как надо общаться со своими детьми, чтобы изменения поведения закреплялись в желательном направлении.
Психологическое консультирование в ДОУ проводится с родителями по поводу проблем ребёнка, особенностей его развития.
Консультирование может быть, как плановым, так и внезапным для
решения внезапно возникших вопросов.
Второе направление – это диагностика
Плановая диагностика по возрасту проводится для того, чтобы определить уровень развития высших психических функций и эмоциональное состояние ребенка — чтобы помочь ему, если есть какие-то проблемы. Психика ребенка пластична, поэтому один развивается быстрее, другой медленнее. И нет одинаковых детей: есть агрессивные, есть импульсивные, есть тревожные. Чтобы помочь детям психолог проводит игровые коррекционно-развивающие занятия.
Помимо плановой диагностики, о которой шла речь, проводятся и «ситуативные» исследования. Например, появились у ребенка страхи. Педагог-психолог с помощью специальных тестов может выявить причину. Развелись родители — то, как перенес это ребенок, можно выявить при помощи специальных методик.
Отдельный вид диагностики, которую проводит педагог-психолог, — это комплексная оценка готовности ребенка к школе. В первую очередь, это нужно чтобы помочь ребенку, если он будет не совсем готов к школе.
Психолог сможет подсказать, на что именно нужно будет обратить внимание.
Третье направление – это коррекционно-развивающая работа
Педагог-психолог ведет коррекционную работу. Дети, как известно, все разные. Один ребенок развивается быстрее, другой медленнее. Психические процессы тоже формируются скачкообразно. И порой бывает, что развитие какой-то психической функции нужно чуть-чуть подтолкнуть, чтобы наладилось нормальное усвоение знаний или поведение.
С этой целью психолог планирует и проводит с ребенком коррекционные занятия, при проведении которых, используются программы, составленные специалистами, и включают в себя следующие формы работы:
— индивидуальные и подгрупповые коррекционные занятия;
— занятия по подготовке детей к школьному обучению.
Четвертое направление – это психологическое просвещение и психологическая профилактика
Психологическое просвещение носит профилактический, т.е. предупреждающий характер. Основным средством развития детей служит информированность участников воспитательно-образовательного процесса родителей и педагогов, повышение их психолого-педагогической культуры. С этой целью психологом ДОУ проводятся тематические беседы, тренинги и консультации как индивидуальные, так и групповые в очной и заочной форме. Также психолог заботится о создании психологически благоприятного климата в ДОУ. Особое внимание уделяется стилю взаимодействия взрослых и детей.
Таким образом, в детском саду педагог-психолог присутствует в первую очередь для того, чтобы всеми сторонами «соблюдались интересы ребенка». Его труд, как правило, не очевиден родителю, но ребенку он, поверьте, необходим.
|
Наличие возможности оказания психолого-педагогической, социальной помощи обучающимся |
Показатель |
Наличие в учреждении |
|
Наличие психолого-педагогического консультирования воспитанников и их родителей, педагогических работников |
В дошкольном учреждении оказывают педагогическую и социальную помощь : старший воспитатель, воспитатели, учитель-логопед, педагог- психолог музыкальный руководитель.
|
|
|
Наличие педагога-психолога |
Педагог-психолог имеется |
|
|
Наличие коррекционно-развивающих занятий с обучающимися
|
Коррекционно-развивающие занятия по коррекции речевого развития проходят в специально оборудованном кабинете учителя-логопеда и психолога. |
|
|
Наличие на сайте информации о графике консультаций специалистов |
Консультации проводят:
Учитель-логопед Музыкальный руководитель Педагог- психолог
|
|
|
Наличие комплекса реабилитационных и других медицинских мероприятий |
Реабилитационные мероприятия не проводятся;
|
|
| Наличие действующих программ оказания помощи обучающимся в социальной адаптации, профориентации, профессиональных навыков |
Имеется индивидуальный маршрут развития ребенка (на каждого) , в том числе и для детей с ОВЗ, что способствует помощи в социальной адаптации. Программ по профориентации - нет, в силу специфики Учреждения |
|
|
Дополнительная информация |
Во всех группах имеется информация о возрастных особенностях речевого развития детей, памятки для родителей, буклеты. Имеется личная страничка учителя-логопеда и психолога на сайте. Каждый родитель может задать вопрос на сайте в разделе Интернет-приемная либо направить по электронной почте
|
Журнал работы педагога-психолога
Рабочая программа педагога-психолога
Памятка: "Влияние_агрессивных_действий_родителей_на_поведение_ребёнка"
"Консультирование педагогических работников по работе с детьми СОП"
Памятка: "Эффективный_родитель._Ненасильственные_методы_воспитания"
Памятка: "Кто_сильнее_тот_и_прав"
